Почти каждый день — или, как правило, каждую ночь — где-то в Германии взрывается банкомат.
Крупнейшая экономика Европы стала главной целью для изощренных операций по налету и захвату организованными преступными группировками. Теперь очень мало людей грабят банки, это того не стоит. Взрывы банкоматов стали быстрее, менее рискованными, а выплаты значительно выше.Федеральное управление уголовной полиции отслеживает этот тип преступлений с 2005 года, когда их число начало расти по всей Европе. Десять лет спустя они резко возросли в Германии. Количество нападений удвоилось в 2016 году до 318 и достигло пика в 2022 году, когда было взорвано 496 банкоматов.
«Мы видим взрывы банкоматов по всему миру, но интенсивность, которую мы испытываем в Германии, действительно уникальна», — сказал Стефан Лессманн, руководитель службы безопасности производителя банкоматов Diebold Nixdorf, лидера на рынке банкоматов в ЕС.
Германия стала раем для преступников, подрывающих банкоматы. В стране более 50 000 банкоматов, и, как было отмечено в январском отчете национального центрального банка, «наличные имеют особое социальное значение».
Децентрализация Германии также работает на преступников: в Германии разнообразный банковский сектор, включающий сотни независимых сберегательных и кредитных банков. Более того, в каждой из 16 земель страны также есть своя собственная полиция, что делает координацию сложной задачей.В прошлом месяце правительство Германии объявило о планах увеличить тюремные сроки за взрывы до минимум двух и максимум 15 лет, а также расширить полномочия полиции по наблюдению за атаками. Пока прокуроры пытаются разными способами отпугнуть потенциальных преступников — включая предъявление некоторым обвинений в покушении на убийство в дополнение к тяжкому воровству — в правоохранительных органах раздаются жалобы на то, что банки делают достаточно для предотвращения такого рода преступлений.
В 2022 году министерство внутренних дел Германии собрало представителей федеральной и земельной полиции, финансового сектора, страховых компаний и центрального банка страны, чтобы обсудить, что делать с атаками. Так называемый «круглый стол» согласовал рекомендуемые шаги — такие как оснащение банкоматов защитными технологиями и их удаление из зон повышенного риска — но не стал делать эти меры обязательными.
Официальные данные за 2023 год пока не опубликованы, но предварительные подсчеты показывают, что цифры постоянно падают. Министерство пересмотрит усилия в 2025 году, чтобы оценить их успешность.
Со своей стороны, финансовая индустрия Германии утверждает, что ее участники потратили более €300 млн за последние годы на меры безопасности, такие как установка систем сигнализации и защитных технологий, запирание банкоматов на ночь и простое заполнение машин меньшим количеством денег. Тем не менее, банки остаются в ловушке своего рода гонки вооружений с организованной преступностью.
Когда вестибюли банкоматов были оборудованы системами туманообразования, которые быстро наполняют помещение густым дымом в случае нападения, банды начали приносить с собой воздуходувки. Когда банкоматы были укреплены, чтобы их было сложнее взорвать, преступники удвоили свои усилия и перешли с газовых взрывчатых веществ на твердые пиротехнические материалы.В целом, Федеральное управление уголовной полиции Германии оценивает, что успешность таких атак составляет около 60%.
Решения против краж также могут создавать свои собственные проблемы. Технологии окрашивания чернилами, наиболее широко используемый метод в мире для предотвращения атак, содержат химические вещества, которые, невозможно смыть, что делает купюры непригодными для использования после того, как они были тонированы. Новые системы склеивания банкнот представляют собой аналогичную проблему. Центральный банк Германии возмещает кредиторам как окрашенные, так и склеенные банкноты, хотя он взимает плату, если они были уничтожены из-за ложного срабатывания — что имеет место в подавляющем большинстве заявлений на возмещение, по данным Бундесбанка. В 2023 году кредиторы подали около 500 000 купюр, которые были окрашены из-за ложных тревог. Бундесбанк отказался раскрывать их стоимость.В конечном счете, идеального способа защитить банкомат не существует. Кредиторы укрепили свои системы, построили уличные павильоны для размещения своих машин и установили так называемые «тыловые фидеры», которые распределяют наличные по машинам через стену, соединенную с задней комнатой. Тем не менее, злоумышленники продолжают наносить удары, заставляя некоторые банки навсегда закрывать определенные отделения. Арендодатели не горят желанием сдавать помещения банкам с банкоматами, особенно если в том же здании есть квартиры.
«Удаление банкоматов может быть последним средством», — заявила DGSV , лоббистская группа банков, о предотвращении подобных атак. «Это, конечно, непопулярно, но альтернативы нет, если есть риск для жизни и здоровья».
За девять лет с тех пор, как взрывы стали серьезной проблемой, немецкие земли Северный Рейн-Вестфалия, Гессен и Нижняя Саксония, которые изначально пострадали сильнее всего, сумели пресечь атаки. Все они приписывают свой успех сочетанию мер: использованию цифровых инструментов, которые позволяют им отслеживать преступников практически в режиме реального времени, более тесному сотрудничеству с голландской полицией, убеждению банков принять рекомендации круглого стола и категоризации отдельных банкоматов в соответствии с уровнями риска.Эти усилия вынудили бомбардировщиков двигаться на юг, в немецкие земли Бавария и Баден-Вюртемберг, и даже в Австрию и Швейцарию. В последние месяцы район вокруг Базеля пережил волну атак.
Представители правоохранительных органов считают, что Германии нужно поучиться у Нидерландов и радикально сократить количество банкоматов и общее использование наличных. Но он также знает, что никто не победит на выборах в Германии, агитируя за отмену банкоматов.
Статья и фотоматериалы взяты с Bloomberg